17 апреля 2010 г.

Свами Вивекананда о духовной практике. Вопросы про гуру, медитацию, джапу и др.


Сегодня я хотел бы предоставить вашему вниманию разговор между Свами Вивекананда (родился 12 января 1863), - выдающимся индийским йогом и общественным деятелем, - и учеником.
Свами Вивекананда был лучшим учеником Шри Рамакришны - одного из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии, мистик и проповедник.
Данный разговор может дать ответы на многие вопросы для тех, кто каким-либо образом стремится к духовному развитию либо кто только встал на путь познания себя и своего тела.
Не стоит обращать внимание или отмечать тот факт, что Свамиджи считается представителем ортодоксальной школы в философии индуизма - Веданта, т.к. абсолютно все практики и религии сводятся к одному.
Я уверен, что в этом диалоге вы сможете что-то для себя подчеркнуть.


Вопрос: Кого можем мы называть гуру?
Свами Вивекананда: Тот, кто расскажет вам о вашем прошлом и будущем, есть ваш гуру.


Вопрос: Как обрести бхакти (преданность Богу)?
Свами Вивекананда: Бхакти внутри вас, только завеса похоти и стремления к благополучию скрывают ее. Как только завеса будет устранена, бхакти сама проявится.


Вопрос: Действительно ли кундалини (духовная энергия) содержится в физическом теле?
Свами Вивекананда: Шри Рамакришна обычно говорил, что так называемые лотосы йога не существуют реально в человеческом теле, но они создаются в нем силами йоги.

Вопрос: Может ли человек достичь мукти (освобождение, просветление, слияние с Богом) почитанием изображений?

Свами Вивекананда: Почитание изображений не может непосредственно дать мукти, оно может быть косвенной причиной, помощью на пути. Не следует отвергать почитание образов, ибо для многих оно готовит ум к осознанию адвайты (недвойственность), которая одна делает человека совершенным.


Вопрос: Что есть мукти?

Свами Вивекананда: Мукти означает полную свободу, свободу от уз добра и зла. Золотая цепь — это также цепь, как и железная. Шри Рамакришна обычно говорил, что для того, чтобы вынуть колючку, попавшую вам в ногу, нужна другая колючка; когда первая колючка извлечена, обе выбрасываются. Так дурным намерениям следует противопоставить добрые, но после этого добрые намерения так же должны быть отстранены.


Вопрос: Как осознать веданту (дословно - основная суть, сущность, внутренний смысл)?

Свами Вивекананда: "Слушанием, размышлением и медитацией". Слушать следует Сат-гуру (истинный гуру). Даже если вы не являетесь учеником, а просто устремлены к истине, то слова Сат-гуру освободят вас.


Вопрос: Где следует медитировать, внутри тела или вне его? Следует ли удерживать ум внутри или снаружи?

Свами Вивекананда: Нам следует стараться созерцать внутри себя. Поскольку ум колеблется, придется потратить много времени, пока мы достигнем ментального плана. Сейчас мы боремся с телом. Когда будет достигнута полная неколебимость позы, тогда, и только тогда начинается борьба с умом. Когда асана (поза) совершенна, члены тела находятся в полном покое, тогда можно сидеть сколько пожелаешь.


Вопрос: Иногда устаешь от джапы (повторение мантры, молитвы). Следует ли тогда продолжать или вместо этого почитать хорошую книгу?

Свами Вивекананда: От джапы устают по двум причинам. Иногда ум устает, а иногда это результат лени. В первом случае следует оставить джапу на некоторое время, ибо настойчивость в этом случае приводит к галлюцинациям, лунатизму и т.п. Но если это лень, ум следует принудить продолжать джапу.


Вопрос: Хорошо ли практиковать джапу долгое время, притом что ум блуждает?

Свами Вивекананда: Да. Укрощая дикую лошадь, пытаются как можно дольше удержаться в седле.


Вопрос: Какова эффективность молитвы?

Свами Вивекананда: С помощью молитвы легко пробуждаются тонкие силы, и если она совершается сознательно, то с ее помощью все желания могут исполниться, а если бессознательно, то исполнятся десятки желаний.

Вопрос: В "Бхакти-йоге" Вы написали, что если хилый человек станет практиковать йогу, результат может быть ужасен. Что же тогда делать?
Свами Вивекананда: Стоит ли бояться умереть, пытаясь осознать свое подлинное "я"? Человек не боится умереть из-за ученья и многих других вещей, почему же вы боитесь умереть ради религиозного постижения?

Пожалуйста, поделитесь этой статьей со своими друзьями:

Другие материалы данного раздела:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Поделитесь с нами своим мнением относительно данной статьи!