"Первая чашка смачивает мои губы и горло;
Вторая развеивает мое одиночество;
Третья исследует мои внутренности;
Четвертая вызывает легкую испарину –
и через поры уходят все печали жизни;
После пятой чашки я чувствую себя очищенным;
Шестая возносит меня в царство бессмертия;Седьмая… Жаль, я не могу больше пить!
Я чувствую прохладное дыхание ветра,
который колышет мои рукава.
Где он, Рай?
Разрешите мне оседлать бриз и унестись туда."
Вторая развеивает мое одиночество;
Третья исследует мои внутренности;
Четвертая вызывает легкую испарину –
и через поры уходят все печали жизни;
После пятой чашки я чувствую себя очищенным;
Шестая возносит меня в царство бессмертия;Седьмая… Жаль, я не могу больше пить!
Я чувствую прохладное дыхание ветра,
который колышет мои рукава.
Где он, Рай?
Разрешите мне оседлать бриз и унестись туда."
Лю Тан, "Чаепитие"
Чай - как это слово по-разному понимается в наше время. Для кого-то чай - это просто выпитая чашка с пакетиком, залитая кипятком на скорую руку, а для кого-то это целое искусство, целая философия - целая жизнь.
Пожалуй все хоть раз слышали о чайной церемонии, но, к большому удивлению, мало кто знает об этом удивительном действии подробно, ну, или по крайней мере, хоть какие-то особенности. Сегодняшняя статья - это попытка познакомить вас с удивительной китайской церемонией гунфу-ча.
Давайте, для начала окунемся в истории и попытаемся проследить каким образом чай стал огромным достоянием нашего времени.
Пожалуй все хоть раз слышали о чайной церемонии, но, к большому удивлению, мало кто знает об этом удивительном действии подробно, ну, или по крайней мере, хоть какие-то особенности. Сегодняшняя статья - это попытка познакомить вас с удивительной китайской церемонией гунфу-ча.
Давайте, для начала окунемся в истории и попытаемся проследить каким образом чай стал огромным достоянием нашего времени.
Первые свидетельства о чае
Первые письменные свидетельства о культивировании чая относятся к 2700 году до нашей эры (*). В них чай называют не иначе как "божественными листьями". Авторы отмечают полезные свойства чая, его благотворное влияние на организм человека.
Таким образом, чай осмысливался как лекарственное растение. В текстах далеко до нашей эры "Описание лекарственных растений Шэньлуна" говорится, что "вкус чая – горький, питье его помогает умственной деятельности, отгоняет лень, облегчает тело и просветляет взор".
О лечебных свойствах чая сохранилось следующее предание.
Однажды Шэнь Нун лежал под деревом, и с чайного куста ему в рот скатилась нагретая солнцем росинка. Он проглотил ее и почувствовал прилив силы и бодрости, и с тех пор употреблял чай как противоядие. После себя небожитель оставил фармакологический трактат "Шэнь Нун Бэнь Цао", который является самым древним трактатом по лекарственным растениям в Китае, в котором он написал: "Шэнь Нун попробует сотни трав, каждый день съест 72 ядовитых травы, и обезвредит их при помощи чая".
Постепенно обычай пить чай получил широкое распространение среди китайцев, населявших долину бассейна реки Янцзы и Чанцзян. Чай стал одним из излюбленных напитков китайцев.
Собственно, рождение традиции чаепития относится к эпохе Тан (618 – 907 гг.) и связанно с распространением Чань-буддизма (яп. - Дзен). Буддисты высоко ценили чай за то, что он снимает усталость, обостряет восприимчивость, стимулирует деятельность головного мозга и используется как средство против сна, способствует пищеварению. Особенно пригодился чай в практике медитаций. Чаньские монахи считали его незаменимым напитком особенно во время длительных ночных практик.
Таким образом, чай осмысливался как лекарственное растение. В текстах далеко до нашей эры "Описание лекарственных растений Шэньлуна" говорится, что "вкус чая – горький, питье его помогает умственной деятельности, отгоняет лень, облегчает тело и просветляет взор".
О лечебных свойствах чая сохранилось следующее предание.
Однажды Шэнь Нун лежал под деревом, и с чайного куста ему в рот скатилась нагретая солнцем росинка. Он проглотил ее и почувствовал прилив силы и бодрости, и с тех пор употреблял чай как противоядие. После себя небожитель оставил фармакологический трактат "Шэнь Нун Бэнь Цао", который является самым древним трактатом по лекарственным растениям в Китае, в котором он написал: "Шэнь Нун попробует сотни трав, каждый день съест 72 ядовитых травы, и обезвредит их при помощи чая".
Постепенно обычай пить чай получил широкое распространение среди китайцев, населявших долину бассейна реки Янцзы и Чанцзян. Чай стал одним из излюбленных напитков китайцев.
Собственно, рождение традиции чаепития относится к эпохе Тан (618 – 907 гг.) и связанно с распространением Чань-буддизма (яп. - Дзен). Буддисты высоко ценили чай за то, что он снимает усталость, обостряет восприимчивость, стимулирует деятельность головного мозга и используется как средство против сна, способствует пищеварению. Особенно пригодился чай в практике медитаций. Чаньские монахи считали его незаменимым напитком особенно во время длительных ночных практик.
Лу Юй и "Чайный канон"
Первые письменные упоминания о чайной церемонии относятся к 780 году. Китайский поэт Лу Юй, который жил в эпоху династии Тан (618 – 907 гг.) написал знаменитую "Книгу чая" ("Ча цзин"), где изложил систему правил приготовления чайного напитка путем заваривания кипятком чайных листьев. Лу Юй писал: "чай – напиток терпкого вкуса, наиболее приятный для питья; употребляется людьми, когда их мучает жажда, в духоту и жару, при боли в голове, при засорении глаз, ломоте в конечностях, общем недомогании; при питье небольшими глотками чай не уступает лучшему вину" (*).
В "Чайном каноне" Лу Юй подробно изложил сведения об истоках, названии, формах, месторождении, технологии выращивания чая. Повествуя о медицинских аспектах чаепития, он подчеркивал значение чая для организма человека. При этом автор имел в виду не только физическое, но и духовное здоровье. Он писал: "Пить чай полезно, особенно для человека, который воспитывает в себе изысканные манеры и строгую мораль". Таким образом, он первым отметил, что чай не только может укрепить здоровье человека, но и содействует воспитанию в человеке морали и воли.
Кроме того, Лу Юй в своем труде уделил особое внимание инструментам для собирания и приготовления чая (всего 18 видов инструментов), а также составил рекомендации для сбора и обработки чайных листьев.
"Чайный канон", как обобщение предыдущих практик и опыта, имеет огромное значение в развитии чайной культуры. Таким образом, Лу Юй оказался первым китайским Мастером чая, по достоинству оценившим чай как прекрасный напиток и уже тогда понявшим, что чайный церемониал привносит в повседневную жизнь человека определенный распорядок и гармонию. Именно он предложил способ приготовления чая, близкого к тому, которым китайцы пользуются и сегодня, определил нормы чайного ритуала, осветил эстетические аспекты чайной церемонии.
В "Чайном каноне" Лу Юй подробно изложил сведения об истоках, названии, формах, месторождении, технологии выращивания чая. Повествуя о медицинских аспектах чаепития, он подчеркивал значение чая для организма человека. При этом автор имел в виду не только физическое, но и духовное здоровье. Он писал: "Пить чай полезно, особенно для человека, который воспитывает в себе изысканные манеры и строгую мораль". Таким образом, он первым отметил, что чай не только может укрепить здоровье человека, но и содействует воспитанию в человеке морали и воли.
Кроме того, Лу Юй в своем труде уделил особое внимание инструментам для собирания и приготовления чая (всего 18 видов инструментов), а также составил рекомендации для сбора и обработки чайных листьев.
"Чайный канон", как обобщение предыдущих практик и опыта, имеет огромное значение в развитии чайной культуры. Таким образом, Лу Юй оказался первым китайским Мастером чая, по достоинству оценившим чай как прекрасный напиток и уже тогда понявшим, что чайный церемониал привносит в повседневную жизнь человека определенный распорядок и гармонию. Именно он предложил способ приготовления чая, близкого к тому, которым китайцы пользуются и сегодня, определил нормы чайного ритуала, осветил эстетические аспекты чайной церемонии.
Чайная церемония
Монах и поэт Хао Жан, друг и последователь Лу Юй, сказал: "С Лу Юй начался чайный путь (ча до)" (позже в Японии появился термин Садо).
После эпохи Тан чайное искусство развивалось быстрыми темпами. Правители областей, желая угодить императору, преподносили ему чай. Появилось множество произведений, посвященных чаю – песни, стихи, рисунки, оды.
В династии Мин 17-й сын первого императора Мин Цу Чуэн разработал гунфу-ча.
Первые упоминания о красоте чайной церемонии относятся к Чан Бо Ху, однако создателем формы чаепития считается Фэн Янь. Именно в его версии чаепития получили разработку такие важные аспекты как пространство, речь, содержание чайной церемонии и сам процесс. Авторитет его как чайного мастера был необычайно велик, неслучайно его сравнивали с Лу Юй (**).
Когда я начинал писать эту статью, я хотел просто рассказать о прекрасном действии чайной церемонии, но сейчас понимаю, что это не так просто. Опустить историю развития китайской чайной церемонии я не смог, и потому о самом процессе протекания чаепития я уже расскажу в следующей статье.
После эпохи Тан чайное искусство развивалось быстрыми темпами. Правители областей, желая угодить императору, преподносили ему чай. Появилось множество произведений, посвященных чаю – песни, стихи, рисунки, оды.
В династии Мин 17-й сын первого императора Мин Цу Чуэн разработал гунфу-ча.
Первые упоминания о красоте чайной церемонии относятся к Чан Бо Ху, однако создателем формы чаепития считается Фэн Янь. Именно в его версии чаепития получили разработку такие важные аспекты как пространство, речь, содержание чайной церемонии и сам процесс. Авторитет его как чайного мастера был необычайно велик, неслучайно его сравнивали с Лу Юй (**).
Император Цянь Лун, правивший в эпоху Цинн (1644 – 1911 гг.) говорил: "Государь даже один день не может обойтись без чая". Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев, поскольку данные чаепития рождали в человеке особые – возвышенные, и даже торжественные чувства. На западе их стали называть "церемонией".
Когда я начинал писать эту статью, я хотел просто рассказать о прекрасном действии чайной церемонии, но сейчас понимаю, что это не так просто. Опустить историю развития китайской чайной церемонии я не смог, и потому о самом процессе протекания чаепития я уже расскажу в следующей статье.
---
* - История чая. – Цутян.
** - Китайская чайная церемония: основные этапы развития. - Цу Фенлей.
Хотите получать новые публикации на свой ящик Бесплатно? Вам сюда!
Познавательная статья, от которой можно еще больше полюбить чай, церемонию пития, научиться вкушать и наслаждаться им.Этим самым излечивая себя и давая волю ощущениям.Хотя казалось бы...банальный чай.Но для кого как.Кто-то может не увидеть очевидного, а кто-то может рассмотреть в большой каменистой скале маленький незаметный цветочек....
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам.
Согласна, статья прекрасная. Хочется уже почитатть следующую, о самом процессе чаепития.
ОтветитьУдалить