Суми-ё, термин, обозначающий "рисование тушью", был завезен в Страну Восходящего Солнца из Китая примерно в седьмом столетии нашей эры японскими монахами. Они завезли в Японию немало незнакомых элементов культурной жизни и среди них каллиграфию (искусство красивого письма), а также особый жанр изобразительного искусства, на который последняя оказала серьезное влияние. Японцы внедрили китайский художественный метод в собственную культуру, наполнили его своим особым шармом и назвали это новое понятие "суми-ё".
Техника живописи суми-ё базируется на четырех мазках, названных Четырьмя Джентльменами: "Бамбук", "Дикая орхидея", "Хризантема" и "Ветка сливы". Каждый новый мазок привносит идею, которая усиливает предшествующий мазок. До нас дошли сведения, что некоторые древние китайские художники считали, будто Четыре Джентльмена несут в себе все формы и образы мироздания. Другие утверждали, что эти мазки получили такое название потому, что только у богатых людей есть свободное время для занятий и наслаждения каллиграфией и рисованием. История восточного искусства, однако, не скрывает от нас факта, что в этой технике живописи работали и женщины, и даже дети.
После того как суми-ё попала в Японию, монахи Дзен-буддисты стали использовать ее в своих занятиях в качестве Дзен-упражнений. Они ценили отсутствие цветовой гаммы (одноцветность), с помощью которой прекрасно передавались линии, тени и душевное волнение. Они считали, что черно-белое изображение требует большего напряжения сил и вдохновения, чем цветное, и приучает к дисциплине.
Существует множество народных легенд, посвященных суми-ё. В одной, к примеру, говорилось о японском художнике по имени Сешу, жившем в XIV веке. Еще будучи подростком он навлек на себя гнев монастырского начальства тем, что на уроках по религии занимался рисованием. В качестве наказания его привязали к дереву и заставили медитировать. Вместо этого он пальцем ноги нарисовал на песке до такой степени живых мышат, что они внезапно ожили, перегрызли сковывавшие его веревки и освободили подростка.
Вот еще одна легенда. В ней повествуется об императоре, который решил свести в художественном поединке двух художников суми-ё и повелел им нарисовать листья клена, плывущие по реке. Один художник скрупулезно выписал даже мельчайшие детали листьев. Другой же, взял петуха, обмакнул его лапы в красную краску и выполнил их отпечатки на длинном узком листе рисовой бумаги, которая должна была символизировать реку.
Многие из западных художников изучали технику живописи суми-ё, творчество других оказалось под влиянием этого жанра. Суми-ё нашла свое отражение в работах таких знаменитых мастеров кисти, как Тулуз-Лотрек, Гоген, Ван Гог, Мари Кассат. Говорят, что в Париже в одно из кафе, которое любили посещать молодые импрессионисты, доставляли японские кушанья, обернутые в ненужные оттиски японских гравюр. Художники восхищались точностью жирных и тонких мазков суми-ё (необходимых в технике создания гравюр), а также одноцветностью и композициями рисунков. В конце концов они создали кружок по изучению японской живописи.
Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности. Кисть художника быстро, смело, свободно и точно скользит по бумаге, непроизвольно следуя за вдохновением. Художник просто позволяет ему управлять своими руками, пальцами и кистью. Недопустима никакая медлительность: вдохновение должно быть передано немедленно. Каждый штрих должен быть самым красивым, каждый мазок — завершающим.
Сознание в технике суми-ё должно оставаться незамутненным, лучше всего не делать предварительных эскизов. Картина уже существует в сознании художника. Необходимо любоваться прекрасной сценой и передавать эмоциональное настроение с помощью языка суми-ё. Композиция может тонуть в черных тонах, в ней могут изобиловать серые тени, может присутствовать обилие белого (отрицательное пространство), но вместе с тем картина вызывает ощущение присутствия полной палитры красок. Это абсолютная форма выражения суми-ё. Пусть она будет реалистической или абстрактной, но она всегда останется импрессионистской.
Суми-ё помогает художнику воссоздавать по памяти красоту легкоузнаваемых образов: ящерица, ползущая но бамбуковому листу, птица, поймавшая на лету бабочку, стрекоза, зависшая над сплетением трав, пчела, перелетающая с цветка на цветок. Суми-ё помогает воскресить в памяти милые сердцу воспоминания и превратить их в картины, которыми смогут насладиться и незнакомые люди.
В древнем Китае суми-ё выступала олицетворением дао, неизменной составляющей Вселенной, дороги жизни. Дух дао поселяется в сознании художников жанра суми-ё навсегда.
Сегодня красотой и свободой линий суми-ё восхищаются тысячи живописцев и любителей живописи. Они называют этот стиль "абстрактным экспрессионизмом". И сегодня многие японские семьи проводят свободное время, наслаждаясь любимым хобби — каллиграфией и суми-ё.
Используя информацию из книги "Техника японской живописи Суми-е", Иоланда Мэйхолл
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь с нами своим мнением относительно данной статьи!