К основному контенту

Сад Камней - как часть представления Дзэн


Сад камней
Кто еще не знает, сад камней (или сухой сад) - это некое пространства, которое связано с расположением наблюдателя и образует поле зрения, где наблюдатель воспринимает гармоническое расположение объектов. Этот сад имеет начало в философии дзен-буддизма. Чаще всего сады камней расположены возле храмов и составляют продолжение интерьера, где пространство сада образует место умиротворенного созерцания.

Сад камней
Наиболее известный японский сад камней находится в Рёан-дзи — буддийском храме в Киото, Япония. Сухой сад в этом храме представляет из себя прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад камней
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».

С геометрической концепцией японского сада камней можно ознакомиться здесь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15 советов: что делать, если вы не можете уснуть?

Бывает так, что мы ложимся спать, и вроде бы ничего не предвещает беду… но вот никак не можем уснуть. Нам в голову лезут разные мысли, мы ворочаемся то влево, то вправо, то ложимся на спину, то на живот – но ничего не получается. Мы не можем уснуть, и это начинает надоедать, а порой сильно злить.

Практика поклонов. Как научиться прощать

Сегодня я хочу поговорить о практике поклонов. Наверное, во всех религиозных (и не только) традициях есть поклоны, простирания и т.п. Иногда они не выделяются в качестве отдельной практики, а иногда они не разъясняются людям, зачем это делать, и какой глубинный смысл этого действия. Лично я усматриваю в поклонах – прекрасную практику прощения, смирения, концентрации и многое другое.

Непребывающий в необусловленном

Бодхисаттва созерцает природу пустоты, но не принимает пустоту за достигаемый объект. Бодхисаттва постигает природу не-явления и не-следования, но не принимает не-явление и не-следование за достигаемый объект.