Сегодняшняя статья – это разговор с монахиней дзен Соку, ученицей Дзен Мастера Сандо-Кайсена. Она расскажет о том, как пришла к практике Дзен, почему стала монахиней, и как к этому отнеслись ее родные. Что такое Дзен? Это не буддийская религия, не секта – это практика чудесной и умиротворенной Дхармы. Сангха (община) учеников Мастера Кайсена не линии Сото или Риндзай – это новая европейская традиция Дзен, основу которой заложил Мокудо Тайсен Дешимару.
Монахиня Соку, скажи, пожалуйста, когда и каким образом ты пришла к практике Дзен?
Когда - в 2000 году. К тому моменту, как я начала практиковать дзен, мой брат уже учился у человека, который учил дзен и боевым искусствам (БИ) вместе. Я давно уже пыталась что-то искать, но поначалу то, чем занимался мой брат, меня не очень привлекало. Но однажды он принес домой сутры, которые они в их группе переписывали от руки. Это были «Сутра Сердца», «Вдохновение на практику» мастера Вон Хё и «Песня о вере в Ум» мастера Сосана. Эти сутры настолько меня потрясли, что на следующий день я попросилась к ним на практику.
А сколько людей было практикующих, и как часто ты стала заниматься?
Там было по-разному. Мой первый учитель, Андрей Игоревич, начинал обучение с занятий кунг-фу. Набирал группы БИ, а потом, тех, кто хотел, через какое-то время начинал учить и практике дзен.
Со мной на первую тренировку пришло 40 человек - это была женская группа. На вторую осталась половина. И постепенно людей становилось все меньше. В конце концов, нас осталась только маленькая постоянная группа из 4 человек - двух женщин, одна из которых практиковала у него уже очень давно, моего брата, и меня. При этом группы БИ набирались регулярно, поэтому довольно много людей появлялось и исчезало все время.
Тяжело сначала давалась медитация?
Медитация тяжело не давалась. Тяжело давались тренировки и общение с учителем. Нередко, подходя к его дому, мне просто хотелось развернуться и убежать и никогда не возвращаться, забыть все это как страшный сон.
Занимались мы сначала по несколько раз в неделю, потом каждый вечер, потом утром и вечером, а потом мы просто стали жить все вместе в деревне и там весь день был посвящен тренировкам, дзадзен и работе.
"Тяжело давались тренировки и общение с учителем" - что под этим понимается?
Тренировки были достаточно жесткие. Хотя, конечно, сейчас, когда я слышу рассказы наших старших монахов о том, какие тренировки проводил мастер Кайсен, наши кажутся просто детскими играми. Но тогда мне было тяжело: долгие стояния на руках в упоре лежа, стояния на пальцах, долгие стояния в стойках, иногда довольно жесткая парная работа, отработка ударов на железной бочке и прочее.
Меня с одной стороны интересовали БИ, но фактически заниматься ими, мне это не очень нравилось. Но у нас БИ рассматривались как часть практики дзен, и мне не приходило в голову выбирать.
А про общение с учителем - у
Андрея Игоревича был (и возможно и есть:) удивительная способность заставить чувствовать человека себя говном.
В его присутствии как бы не шли в счет все твои знания, умения, мнения о самом себе, какие-то наработанные манеры поведения и общения с людьми. Все это просто вдруг превращалось в дерьмо. Тебе казалось, что ты не так стоишь, не так ходишь, не то говоришь, что ты - совершенный идиот, и ни на что не способен. От этого было очень неуютно.
Но, вполне возможно, это было мое субъективное чувство. Вряд ли Андрей Игоревич что-то специально для этого делал.
Скажи, пожалуйста, ты именно тогда решила посвятить свою жизнь практике Дзен и стать монахиней? Или что тебя подтолкнуло к этому?
Стать монахиней я тогда не думала. То есть, конечно, были какие-то романтические мечтания о шаолиньских и корейский монахах (Андрей Игоревич когда-то практиковал в Кван Ум и мы долгое время думали, что мы тоже практикуем Кван Ум). Но это было из разряда мечтаний.
А связать свою жизнь с практикой - это да. То есть, на тот момент, когда я начала практиковать, для меня было совершенно ясно, что если не это, то мне просто больше нечего здесь делать.
Я думаю, что если бы у меня тогда не было этой ясности, я бы очень быстро от Андрея Игоревича сбежала :))
Знаю из собственного опыта, усиленные тренировки, вырабатывают огромную силу воли. Эта сила воли остается на всю жизнь и благодаря ей в самые сложные моменты, открывается новое дыхание, и появляются новые силы.
Расскажи, пожалуйста, про свою первую встречу с Дзен Мастером?
Собственно, с мастером Кайсеном я встретилась благодаря довольно мутным обстоятельствам :) На нашего учителя начали жаловаться в интернете. На буддийском форуме разразился скандал из-за того, что он называл себя мастером из школы Кван Ум. Не имея ни разрешения от них, ни передачи.
А в это время в Киев впервые пригласили мастера Кайсена. И человек, который его приглашал - о нем тоже часто скандалили в интернете - написал нам - пригласил нас приехать на встречу с мастером, обещал нас поселить у себя и организовать личную встречу с Кайсеном.
Я не знала, кто это, но почему-то у меня было чувство, что, во что бы то ни стало надо туда поехать. Хотя раньше нас приглашали и на встречи с мастерами Кван Ум и каким-то китайским мастером, который приезжал в Москву, но мне как-то не особо хотелось. То есть, мне хотелось поехать к Дзен Мастеру Сунг Сану, но в то же время я думала, что это я так просто пытаюсь убежать от трудностей практики с моим учителем здесь - ищу более легкий путь.
Но в этот раз вопросов как-то не возникало.
И мы поехали втроем - мой учитель, его жена и я.
В каком году это было?
Май 2005
И при встрече с Мастером Кайсеном, ты поняла, что это твой Мастер, правильно?
Нет :) На самом деле, меня тогда больше впечатлили его монахи и их отношение к нему, чем он сам. Мне казалось, что дзен-мастер - это какой-то особенный человек. А передо мной оказался человек совсем обычный. Только одет был странновато :) При первой встрече у меня скорее недоумение какое-то было - разве это дзен-мастер??
Правда потом, то что он нам говорил, меня очень тронуло.
О чем говорил Мастер Кайсен, что так тронуло тебя?
Я не помню точно, о чем он говорил )) Что-то о том, что нельзя быть с учениками слишком жестким и всегда им говорить - ты неправ, ты делаешь что-то неправильно... Видно, очень актуальна была тогда для меня тема )))
Когда ты приняла монашество? И что означает данное имя "Соку"?
Летом 2006-го. Соку значит "сияющая степь" , "наполненная светом степь"
Это имя дал Мастер Кайсен?
Да
Я постоянно слежу за новостями сайта Российской Сангхи учеников Дзен Мастера Сандо-Кайсена, и вижу, что ты часто проводишь встречи, ретриты. Теперь твоя задача и обязанность, как человека, прошедшего немало и идущего по столь долгому пути, передать знания и опыт другим людям?
Да просто у нас практика такая. Кайсен говорит, что мы должны передавать учение. В нашей сангхе, если ты монах (да и если ты не монах тоже), то ты должен передавать практику другим. Вести дзен-центр, организовывать приезды учителей - делиться тем, что тебе доступно с другими. Это очень важная часть нашей практики.
Дешимару тоже толкал своих учеников открывать доджо и проводить практики - даже если они сами практиковали очень недолго. И мастер Кайсен тоже это делал.
Первое доджо в Самаре мы открыли, и я начала вести в нем практики после 2-х ретритов с Кайсеном. Я даже толком поговорить с ним тогда не могла, потому что не знала еще достаточно ни польского, ни французского.
И понятия не имела, что делать и говорить )))
Твой брат поддерживал тебя?
Да, конечно
Он тоже принял монашество?
Нет пока
Пару вопросов о родителях. Как они отреагировали на то, что ты выбрала дорогу монашества и посвятила свою жизнь практике Дзен?
Они были очень рады, что я перестала практиковать с моим первым учителем )))
По сравнению с этим - все что угодно было лучше )))
Я когда начал заниматься йогой и дзадзен, мои родители были против этого. Т.к. "йоги - все худые, и это нездоровые люди. Мы ведь в обществе живем, а эти все духовные Мастера... ну и т.д." - приблизительно так они говорили. Спустя несколько лет, конечно поуспокоились, но я знаю, что такое часто бывает. Что ты можешь сказать по этому поводу?
У меня очень хорошие родители. Они всегда уважали нашу с братом свободу и наш выбор. И никогда не навязывали свое мнение. Они всегда поддерживали нас в том, что мы делали, даже если они не считали это правильным. Они могли нам об этом сказать, но всегда уважали наше решение.
Моя мама только после того, как я начала практиковать с Кайсеном рассказала мне о том, как она все эти годы переживала и боялась за нас с братом, когда мы учились у АИ. И, тем не менее, она всегда поддерживала нас.
Т.е. родителям стоит доверять своим детям :)
Не знаю. Думаю, всем стоит больше доверять другим :)
Кайсен нас именно этому тоже учит - своим отношением к нам, к своим ученикам.
Многие люди ищут. Кто-то правды, кто-то Бога, кто-то славы, денег... Но главный поиск, как по мне, - найти себя: кто я? Хочешь ли ты что-то сказать тем, кто будет читать это интервью? Может, есть какой-то совет?
Не знаю... Наверное, единственное, что можно посоветовать - это в любом поиске постараться быть как можно более честными с самими собой. Почему на самом деле я это делаю? Чего я на самом деле хочу? Это, мне кажется, очень важно.
«Чего я на самом деле хочу?» - очень сложный вопрос для многих :)
Ну и что
Часто мне говорят - я не знаю чего я хочу. Что тогда им делать?
Да, но кто ж другой может знать )) Что делать? - Спросить себя еще раз ))
Это вранье. Все знают, чего они хотят. Все уже делают то, что они хотят. И живут так, как они хотят.
Просто часто не могут, не хотят это признать и врут самим себе.
Я благодарю Монахиню Соку за данное интервью и желаю крепкого здоровья и долгой жизни ей. А нам, друзья, усердной практики и работы над собой!
Если Вам понравилась статья - вы можете Бесплатно подписаться на новые публикации, а также поделиться ею в социальных сетях:
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь с нами своим мнением относительно данной статьи!